Новости

Сердечное общение

Отношения Сердечное общение
ЛИЗ КИНГСНОРТ представляет практический подход Маршалла Розенберга "Ненасильственное общение", помогающий достичь гармонии и понимания в самых непростых человеческих отношениях.

"Убедитесь, что ваши поступки и слова отражают работу, которая происходит в вашем сердце".


Бабуджи


Во время трехдневного миротворческого диалога между лидерами общин из Палестины и Израиля напряжение было высоким. Мы с моим напарником фасилитатором были обеспокоены. Надежда и решимость, с которыми приехали люди, таяла на глазах под натиском разногласий, разочарований и боли. Прорыв произошел, когда мы попросили участников просто прогуляться по пляжу в паре с кем-то из другой общины. Отправившись на прогулку люди в паре шли на расстоянии друг от друга. Через полтора часа они вернулись. Многие из них заметно изменились, на их открытых лицах читались спокойствие и мягкость. Между ними ощущалось наличие нежной связи. Было чувство, что они по-настоящему встретились друг с другом. Многие рассказывали о сильном воздействии совместных прогулок. "Теперь я буду смотреть на вещи по-другому", - сказал один из участников. Они открыли для себя общую человеческую природу, поняли, что у них одни и те же потребности - дать детям хорошее образование, восхвалять свою культуру, жить в безопасности и так далее. В этот момент я смогла сделать то, ради чего приехала: передать идею и навыки ненасильственного общения, которые помогут впоследствии поддерживать их постоянный диалог и проекты.

Когда я впервые познакомилась с подходом под названием "Ненасильственное общение" (ННО), одним из ключевых компонентов “Сердечного общения”, я поняла, что он является трансформирующим. Лишь со временем получив опыт я начала понимать, насколько глубоким является этот подход как способ существования и как способ понимания человеческого поведения. Он помогает нам ясно ощущать единство человечества... в каждый момент времени, каждый день.

Метод ненасильственного общения возник благодаря доктору Маршаллу Розенбергу, который ушел из жизни в 2015 году. Он говорил:
"Цель ненасильственного общения - помочь вам сделать то, что вы уже умеете делать... установить связь для того, чтобы отдавание могло происходить естественным образом, и сохранять эту способность отдавать каждую секунду, во время каждого нашего взаимодействия. Однако эту связь легко потерять. Несмотря на ее ценность, мы забываем про нее. И вместо этого предпочитаем играть в игру "Кто прав!". В этой игре проигрывают все".
Мы хотим быть в гармонии с нашей истинной, дающей природой, но мы забыли, как это делать. Мы сбились с пути. В глубине души мы жаждем найти способ привести свои мысли, слова и действия в созвучие с теми любящими, духовными существами, которыми являемся в своей сути. Когда мы ощущаем это соответствие, мы дышим свободно. Мы вспоминаем. Мы испытываем ощущение Дома. ННО сонастраивает наши внутренние и внешние проявления, фокусируясь на том, что происходит в нашем сердце.

Взамен привычным суждениям и обвинениям, почерпнутым нами из господствующей культуры, мы ищем фундаментальные человеческие мотиваторы, которые проявляются в сердце.

Мы можем назвать их желаниями, тоской, стремлениями, ценностями или универсальными человеческими потребностями - такими, как потребность в уважении, принятии, безопасности. ННО предполагает, что все, что человек говорит или делает, - это попытка удовлетворить ту или иную из этих жизнеутверждающих человеческих потребностей. Когда мы учимся фокусироваться на потребностях, лежащих в основе человеческого поведения, и признавать их, мы находим способ наладить контакт с человеком, даже если он говорит или делает то, что нам не нравится. Например, вместо того чтобы осуждать ребенка и называть его плохим за то, что он лжет, мы понимаем, что он, вероятно, испытывает потребность защитить себя. Возможно, в прошлом он был наказан за честность и признание в том, что он что-то взял или сломал. Мы способны понять потребность ребенка в самозащите, т.к. мы также испытываем эту потребность в ситуациях, представляющих для нас физическую или эмоциональную угрозу. Или, поняв например, неосознанные потребности так называемого "хулигана", мы можем почувствовать растущее сострадание к этому человеку. Возможно, в раннем детстве он испытал страх, осуждение и бессилие, был унижен или изолирован. Тоска по признанию, уважению и власти проявляется в том, что он покушается на безопасность и благополучие других людей. Признание его неудовлетворенных потребностей может побудить нас искать более подходящие, исцеляющие способы вернуть обидчику его истинную природу.

К нам приходит осознание, что гнев и насилие - физическое, психологическое или эмоциональное, произнесенное или невысказанное - являются трагическим выражением неудовлетворенных потребностей.

ННО предлагает радикальный процесс слушания и эмпатического реагирования, способный растопить конфликт за удивительно короткое время. Я помню как однажды мой сосед был в ярости из-за того, что мои рабочие топтали его сад. Он заблокировал ворота и не хотел их пропускать. Когда он закричал: "Ваши парни разрушают мой сад! Сколько еще я должен терпеть этих идиотов?", я ответила: "Я вижу, что вы вложили много усилий в свой сад. Вы чувствуете гнев, потому что хотите, чтобы к этому относились с уважением. И вам хотелось бы знать, когда все это закончится?" Он продолжал свои гневные обвинения, однако я слушала его, не пытаясь защищаться, каждый раз сопереживая в той же манере его потребностям, и спустя 5 минут он смягчился и открыл ворота. Наши отношения были сохранены.

ННО - это универсальный процесс, которому могут научиться самые разные люди, любого возраста и культурного происхождения. Я вспоминаю командный проект с тюремными надзирателями в Шотландии, который особенно глубоко меня тронул. Это были суровые парни, в основном бывшие военные, не ведающие чувств. Они обеспечивали свою безопасность с помощью физической силы и жесткого юмора. Наша задача состояла в том, чтобы научить их глубокому слушанию, управлению конфликтами, фасилитации и навыкам консультирования! Поначалу это было трудно.

Их броня казалась непробиваемой, а мы воспринимались выходцами с другой планеты. Искреннее слушание, уважение и желание понять их опасный мир наконец-то отворили дверь. Я до сих пор помню, как сидела с ними в кругу год спустя. У одного мужчины на глазах наворачивались слезы, когда он пытался выразить свою печаль и отчаяние: "В этой работе нет места состраданию". Никто не шутил, все молчали, кивая в знак согласия. В благоговейном трепете я размышляла о том, как далеко продвинулись эти люди. Теперь они ценили самоанализ, чувства, доверие, открытость. Они умели слушать. Они умели понимать потребности заключенных и друг друга. Они уважали себя. Они вернулись домой к своим сердцам. Один из них сказал: "Теперь я стал намного лучше, я чувствую себя самим собой". Впоследствии они были награждены за то, что научили этому других, а охранников, которые отказывались принимать участие, называли "динозаврами"!

Розенберг считал, что язык общения играет решающую роль, способствуя либо гармонии, либо конфликту. Мы мыслим на языке. Язык формирует наше восприятие, создает нашу "реальность". Хафиз, персидский мистик XIV века, сказал:
"То, что мы говорим, становится домом, в котором мы живем"
Суждения, угрозы, требования, интерпретации отделяют нас от наших сердец и друг от друга. Ненасильственное общение предлагает нам четкую структуру и инструменты для выражения себя без этих привычных, отчуждающих форм языка

(См.https://baynvc.org/basics-of-nonviolent-communication/ ).

Этому можно с легкостью обучать как детей, так и взрослых - ведь дети очень естественны!

Дааджи сказал: "Ненасильственное общение идет "рука об руку" с Хартфулнес". Оба эти подхода ориентированы на сердце и помогают нам стать более любящими, более чистыми людьми. Когда мы интегрируем Ненасильственное общение и Хартфулнес, рождается то, что мы называем Сердечное общение. Духовная практика дает нам перспективу в какой момент полностью освободиться от потребностей, однако пока мы все еще несовершенные человеческие существа. Потребности присутствуют в нас, в самой нашей сути, с разной интенсивностью для каждого из нас. По мере духовного развития меняются и наши потребности. Желание получить признание может быть трансформировано в стремление к смиренному служению, а потребность в социальной принадлежности - в жажду слияния с божественным.

Суфийский мистик XIII века Руми описал состояние, которое может расцвести, когда мы уйдем от обвинений и осуждений, основанных на страхе, угроз, требований, побед и поражений, наград и наказаний; когда мы трансформируем наши "диагнозы", т.е. мышление и общение в терминах "правильно" и "неправильно".

“По ту сторону правильного и неправильного есть поле, - я встречу тебя там. Когда душа лежит в той траве, мир кажется слишком полным, чтобы о нем говорить. Идеи, язык и даже фраза “друг друга” не имеют никакого смысла”.

Руми


Когда мы встретимся в поле, о котором говорит Руми, это обогатит и объединит всех нас.

Научитесь Сердечному общению: www.heartfulcommunication.org
Бесплатное обучение медитации Хартфулнес

Изучите ННО:
Найти тренинг: www.cnvc.org
30-дневный бесплатный онлайн-курс и библиотека ресурсов ННО: www.nvctraining.com.
На страницах Facebook можно найти список мероприятий, например, ННО India; Bay Area Nonviolent Communication
ННО с детьми: Поиск в Google

Книги:
Ненасильственное общение - язык жизни" Маршалла Розенберга
Уважительные родители - уважительные дети" Харт и Ходсон
Быть искренним, Томас Д'Ансембург
Слова, которые работают в бизнесе, Айк Ласатер

Видео на YouTube:
Маршалл Розенберг обучает ННО

Напечатано с разрешения журнала Heartfulness www.heartfulnessmagazine.com
Источник - https://www.heartfulnessmagazine.com/heartful-communication

Статья ЛИЗ КИНГСНОРТ

Иллюстрации JASMEE RATHOD