Дхарана, дхьяна и самадхи — последние три ступени аштанга-йоги Патанджали, именуемые вместе Самьямой. Между ними нет четкого разделения, так как они очень тесно переплетены между собой и направлены на достижение истинной цели йоги - слияния с Абсолютом; В этой статье речь пойдет о дхаране, или концентрации, и ее роли в духовном путешествии искателя.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА -
НАПРАВЛЕНИЕ ПОТОКА НАМЕРЕНИЯ ВНУТРЬ, К ЦЕНТРУ
До сих пор мы изучали первые ступени аштанга-йоги Патанджали: яму, нияму, асану, пранаяму и пратьяхару. У каждой из них есть своя цель, и вместе они помогают нам совершенствовать мысли, действия, позу тела, энергию, в том числе дыхание, и перенаправлять наши чувства внутрь себя, в поле сознания. Все они готовят нас к тому, чтобы мы могли глубже проникнуть в свое сердце и ум. Через дхарану, дхьяну и самадхи мы раскрываем потенциал тонких тел и в конечном итоге выходим за их пределы, чтобы в один прекрасный момент слиться с Абсолютом. Представляя себе человека, как состоящего из материи, энергии и абсолютного состояния «ничто» — тела, ума и души, — мы переходим из мира материи в сферы всё более и более тонких форм энергии, пока наконец не достигнем центра нашего существа, которое и есть Абсолютное ничто, лежащее в основе всего.
Сутры Патанджали
В основополагающих исследованиях Патанджали есть много сутр о дхаране, дхьяне и самадхи. Вот некоторые из них, относящиеся к теме данной статьи:
3.1: Дешах бандхах читтасьйа дхарана
Дхарана — процесс, посредством которого ум удерживается на некотором объекте, в теле или вне тела, и остается в этом состоянии.
3.2: Татра пратьяя экатаната дхьянам
Когда в этом объекте или части тела возникает непрерывный поток или безостановочный каскад знаний, это называется дхьяной.
3.3: Тад эва артха матра нирбхасам сварупа шуньям ива самадхих
Когда лишь сущность этого объекта, места или точки, без какой-либо формы, остается сиять в уме, такое состояние глубокого поглощения называется самадхи. Оно приходит в медитации, когда форма или внешняя часть растворяется сама по себе.
3.4: Траям экатра самьяма
Когда три процесса дхарана, дхьяна и самадхи осуществляются вместе, как единое целое, на одном и том же объекте, месте или точке, — это называется самьяма. Форма исчезла, остался лишь смысл.
3.5: Тад джаят праджна локах
Через овладение трехступенчатым процессом самьямой, открывается свет знания, трансцендентное понимание и высшее осознание.
3.6: Тасья бхумису винийогах
Самьяма постепенно применяется к более тонким уровням, состояниям или этапам практики.
3.7: Траям антар ангам пурвебхьях
Эти три практики (дхарана, дхъяна и самадхи) являются более внутренними, по сравнению с предыдущими пятью ступенями.
3.8: Тад апи бахир ангам нирбиджасья
Однако, тем не менее, они более внешние, по сравнению с истинным самадхи, когда нет объекта или даже семени объекта, на котором можно концентрироваться.
3.9: Вьюттхана ниродхах самскара абхибхава прадурбхавау ниродхах ксана читта анвая ниродхах-паринамах
Этот высокий уровень мастерства, называемый ниродха-паринама, возникает на переходном этапе, когда нарастающая тенденция глубоких впечатлений сходится в одной точке с утихающей тенденцией и вниманием самого поля ума.
3.10: Тасья прашанта вахита самскарат
Устойчивый поток этого состояния ниродха-паринамы поддерживается благодаря ежедневной практике.
3.11: Сарваратхата экаграта ксая удая читтасья самадхи-паринамах
Мастерство, называемое самадхи-паринама, является переходной стадией, в которой стихает тенденция разнонаправленности и возникает тенденция однонаправленности.
3.12: Татах пунах шанта-удитау тулья-пратьяяу читтасья экаграта-паринимах
Мастерство, называемое экаграта-паринама, является переходной стадией, в которой возникает однонаправленность сознания, а затем и она постепенно исчезает. Стирается идея времени, прошлое и настоящее становится одним, а ум обретает сосредоточенность.
3.35: Хридае читта самвит
Практикуя самьяму на сердце, достигаются знания ума.
Патанджали говорит о дхаране, дхьяне и самадхи в совокупности, потому что он считает их поэтапными и взаимосвязанными аспектами концентрации, или внутренней укорененности. Медитация обычно начинается с дхараны — предположения. Это предположение, или санкальпа, запускает поток намерения, объединяя его с энергией и направлением мысли. По мере того, как это намерение идет всё глубже, уходя в пространство переживаний сердца, мы переходим к дхьяне, или медитации. Результатом является самадхи, или поглощение предметом медитации. Качество самадхи, которое мы переживаем, зависит от того, какое поле мы создаем через этот процесс медитации.
![](https://static.tildacdn.com/tild6230-3865-4865-b734-633430396465/1.jpeg)
Дхарана
Термин «дхарана» часто переводят как «концентрация», и, безусловно, частично это так. Однако, понятие дхараны гораздо шире и гораздо интереснее, чем просто способность сосредотачивать внимание на чем-то одном. Дхарана включает в себя также способность вмещать, удерживать и, подобно матке, питать, как питает Мать-Земля, рождающая деревья из семян, посаженных в ее почве. По мере того, как наше сознание расширяется, эта способность вмещать в себя всё, в конечном итоге, становится настолько всеохватывающей, что теперь мы способны вместить в себя Бога.
В начале медитации Heartfulness мы делаем предположение, что «Источник Божественного Света внутри моего сердца притягивает меня к себе», а затем вынашиваем, окутываем, удерживаем и питаем это предположение. Дхарана приводит к концентрации, поскольку непрерывный поток внимания направляется на одну единственную вещь, которая находится и взращивается в сердце. Процесс санкальпы предполагает приложение некоторых усилий, направляющих поток мысли, но в идеале нужно развить способность осуществлять усилия без усилий. Предположение направляет наше сознание в русло потока, льющегося внутрь, к Источнику; таким образом мы движемся к цели полного единства с Божественным Принципом. Утверждение и удержание в уме этой духовной цели в йоге называется дхараной.
Рам Чандра из Шахджаханпура объяснил это следующим образом:
«Абсолютно необходимо для каждого с самого начала сосредоточить свою мысль на цели, которую он должен достичь, чтобы его мысль и воля могли проложить путь к ней. Замечено, что на пути духовности те, кто не зафиксировал это конечное состояние в качестве своей цели, определенно не достигли его, так как, прежде чем прибыть в эту конечную точку, ошибочно приняли то или иное промежуточное состояние за эту конечную точку, или за Реальность, и остановились там. Таким образом, они пострадали лишь из-за того, что не установили свою цель. Даже в мирских делах, если человек не держит свою цель в поле зрения, его попытки никогда не будут настолько интенсивными, чтобы гарантировать успех».
Каким образом практика дхараны резонирует с полем вселенского сознания? Когда мы искренне стремимся к тому, чтобы стать едиными с Высшим состоянием, центростремительный поток создает движение в Бесконечном. Сама Божественность убеждается в нашей однонаправленной цели, в наших искренних намерениях. Уже не просто «я» движется к цели, теперь есть любящий и Возлюбленный, притяжение между которыми усиливается, а разделяющее их расстояние становится всё меньше и меньше. Близость нарастает, и это в конечном итоге приводит к слиянию с Абсолютом, принимая форму скрытого движения, существовавшего в момент творения. Наше намерение, наш идеал приводят к страстному желанию, тяге и нетерпению, и это уже гораздо больше, чем просто концентрация. Дхарана помогает удерживать конечную цель во время нашей медитации, и это является жизненно важным для достижения конечного состояния.
Этот же аспект дхараны также позволяет нам удерживать и оживлять внутренние состояния, полученные во время медитации, чтобы они стали частью нас. Таким образом, дары, которые мы получаем во время каждой медитации, впитываются нами, а их качества становятся нашей второй натурой.
![](https://static.tildacdn.com/tild6330-3665-4134-a565-653639646231/__2024-03-04__100108.png)
Санкальпа
В сущности, дхарана является неотъемлемой частью каждого аспекта практики Heartfulness, потому что это топливо, питающиее санкальпу, или тонкое предположение. Свами Вивекананда сказал об этом просто: «Что такое мысль? Мысль — это сила, подобно силе притяжения или отталкивания. Из бесконечного хранилища сил природы, инструмент, называемый чит, удерживает что-то, поглощает это и выдает в виде мысли».
С помощью санкальпы мы можем очень эффективно использовать силу мысли. Когда мы овладеваем мастерством дхараны, санкальпа становится невероятно мощной, потому что тончайшее предположение резонирует с чистым, открытым, любящим сердцем, которое соединено с Божественным и таким образом поддерживается Божественной Волей. В этом же заключается и секрет силы молитвы. Когда дхарана становится молитвенной, рожденной в вакууме чистого сердца, тогда течение Божественного потока автоматически направляет внимание к Абсолюту. Любая мысль или намерение, рожденные в этом состоянии, неизбежно достигают своей цели.
Передача
В медитации Heartfulness нам помогает Передача, исходящая из самого Источника. Она облегчает внутреннюю фокусировку, позволяя достичь ее без усилий. Передача естественным образом направляет наше внимание глубоко внутрь, давая возможность слиться с самым возвышенным состоянием самадхи уже с самого начала. Как упоминалось в последней статье о пратьяхаре, личная трансформация происходит изнутри наружу, из состояния самадхи. Благодаря такой поддержке, всё путешествие проходит без особых усилий.
Получить сеанс медитации с передачей Heartfulness
Получить сеанс медитации с передачей Heartfulness
Исследование
Йогическая наука внутреннего откровения зависит от дхараны. Начиная с первоначального предположения, мы медитируем, погружаемся глубже во вселенское сознание самадхи, а затем в конце медитации вновь возвращаемся, чтобы наблюдать, фиксировать и делать выводы о том, что мы пережили и что изменилось в нашем внутреннем состоянии. Без дхараны, которая питает нашу первоначальную идею и позволяет ей стать глубже и раскрыться в процессе медитации, такое откровение было бы невозможно. Фактически, причина, по которой многие люди не могут «читать» свои внутренние состояния, заключается в том, что они не совершенствуют дхарану во время медитации. Для этого необходимо тренировать свои познавательные функции маномая-коши и вигнанамая-коши: наблюдать с полной осознанностью и интегрировать знания, полученные умом новыми и творческими способами. Один из способов развития этой способности — вести дневник, отмечая после каждой медитации что произошло. Другой способ — активно использовать медитацию как инструмент исследования, путем постановки вопроса или предположения, которые нужно изучить в расширенном состоянии сознания во время медитации. В медитативном состоянии ум способен вынашивать идею или решать проблему с гораздо более широкой перспективы, чем это доступно рациональной логике.
На самом деле, расширенное состояние сознания в целом способствует вдохновению: так совершались величайшие открытия в области науки, именно так создавалось большинство шедевров мира искусства. Например, сон Кекуле помог ему открыть бензольное кольцо, принцип Архимеда был открыт, когда Архимед отдыхал в ванной.
Во введении к своей книге "Раджа-йога" Свами Вивекананда четко объясняет, что йога - это наука, с помощью которой мы получаем непосредственный опыт и восприятие внутренних состояний человека. Он говорит: "Наука Раджа-йога, в первую очередь, предлагает нам такие средства наблюдения за внутренними состояниями. Инструментом является сам ум. Сила внимания, правильно направленная и ориентированная на внутренний мир, будет анализировать ум и освещать для нас факты. Силы ума подобны рассеянным лучам света; когда они сконцентрированы, они освещают. Это наше единственное средство познания".
В этом заключается потенциал и красота Дхараны.
Камлеш Д. Патель (Дааджи)
Источник - https://www.heartfulnessmagazine.com/samyama-part-2-2
Перепечатано с разрешения журнала Heartfulness
Пройти бесплатное обучение медитации Heartfulness
Хочу получать информацию о медитации и новые статьи
В этом заключается потенциал и красота Дхараны.
Камлеш Д. Патель (Дааджи)
Источник - https://www.heartfulnessmagazine.com/samyama-part-2-2
Перепечатано с разрешения журнала Heartfulness
Пройти бесплатное обучение медитации Heartfulness
Хочу получать информацию о медитации и новые статьи