Новости

Cамьяма - Часть 1

Дааджи Йога
Дхарана, дхьяна и самадхи — последние три ступени аштанга-йоги Патанджали, именуемые вместе Самьямой. Между ними нет четкого разделения, так как они очень тесно переплетены между собой и направлены на достижение истинной цели йоги - слияния с Абсолютом; В этой статье речь пойдет о дхаране, или концентрации, и ее роли в духовном путешествии искателя.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА -

НАПРАВЛЕНИЕ ПОТОКА НАМЕРЕНИЯ ВНУТРЬ, К ЦЕНТРУ

До сих пор мы изучали первые ступени аштанга-йоги Патанджали: яму, нияму, асану, пранаяму и пратьяхару. У каждой из них есть своя цель, и вместе они помогают нам совершенствовать мысли, действия, позу тела, энергию, в том числе дыхание, и перенаправлять наши чувства внутрь себя, в поле сознания. Все они готовят нас к тому, чтобы мы могли глубже проникнуть в свое сердце и ум. Через дхарану, дхьяну и самадхи мы раскрываем потенциал тонких тел и в конечном итоге выходим за их пределы, чтобы в один прекрасный момент слиться с Абсолютом. Представляя себе человека, как состоящего из материи, энергии и абсолютного состояния «ничто» — тела, ума и души, — мы переходим из мира материи в сферы всё более и более тонких форм энергии, пока наконец не достигнем центра нашего существа, которое и есть Абсолютное ничто, лежащее в основе всего.

Сутры Патанджали

В основополагающих исследованиях Патанджали есть много сутр о дхаране, дхьяне и самадхи. Вот некоторые из них, относящиеся к теме данной статьи:
3.1: Дешах бандхах читтасьйа дхарана
Дхарана — процесс, посредством которого ум удерживается на некотором объекте, в теле или вне тела, и остается в этом состоянии.
3.2: Татра пратьяя экатаната дхьянам
Когда в этом объекте или части тела возникает непрерывный поток или безостановочный каскад знаний, это называется дхьяной.
3.3: Тад эва артха матра нирбхасам сварупа шуньям ива самадхих
Когда лишь сущность этого объекта, места или точки, без какой-либо формы, остается сиять в уме, такое состояние глубокого поглощения называется самадхи. Оно приходит в медитации, когда форма или внешняя часть растворяется сама по себе.
3.4: Траям экатра самьяма
Когда три процесса дхарана, дхьяна и самадхи осуществляются вместе, как единое целое, на одном и том же объекте, месте или точке, — это называется самьяма. Форма исчезла, остался лишь смысл.
3.5: Тад джаят праджна локах
Через овладение трехступенчатым процессом самьямой, открывается свет знания, трансцендентное понимание и высшее осознание.
3.6: Тасья бхумису винийогах
Самьяма постепенно применяется к более тонким уровням, состояниям или этапам практики.
3.7: Траям антар ангам пурвебхьях
Эти три практики (дхарана, дхъяна и самадхи) являются более внутренними, по сравнению с предыдущими пятью ступенями.
3.8: Тад апи бахир ангам нирбиджасья
Однако, тем не менее, они более внешние, по сравнению с истинным самадхи, когда нет объекта или даже семени объекта, на котором можно концентрироваться.
3.9: Вьюттхана ниродхах самскара абхибхава прадурбхавау ниродхах ксана читта анвая ниродхах-паринамах
Этот высокий уровень мастерства, называемый ниродха-паринама, возникает на переходном этапе, когда нарастающая тенденция глубоких впечатлений сходится в одной точке с утихающей тенденцией и вниманием самого поля ума.
3.10: Тасья прашанта вахита самскарат
Устойчивый поток этого состояния ниродха-паринамы поддерживается благодаря ежедневной практике.
3.11: Сарваратхата экаграта ксая удая читтасья самадхи-паринамах
Мастерство, называемое самадхи-паринама, является переходной стадией, в которой стихает тенденция разнонаправленности и возникает тенденция однонаправленности.
3.12: Татах пунах шанта-удитау тулья-пратьяяу читтасья экаграта-паринимах
Мастерство, называемое экаграта-паринама, является переходной стадией, в которой возникает однонаправленность сознания, а затем и она постепенно исчезает. Стирается идея времени, прошлое и настоящее становится одним, а ум обретает сосредоточенность.
3.35: Хридае читта самвит
Практикуя самьяму на сердце, достигаются знания ума.
Патанджали говорит о дхаране, дхьяне и самадхи в совокупности, потому что он считает их поэтапными и взаимосвязанными аспектами концентрации, или внутренней укорененности. Медитация обычно начинается с дхараны — предположения. Это предположение, или санкальпа, запускает поток намерения, объединяя его с энергией и направлением мысли. По мере того, как это намерение идет всё глубже, уходя в пространство переживаний сердца, мы переходим к дхьяне, или медитации. Результатом является самадхи, или поглощение предметом медитации. Качество самадхи, которое мы переживаем, зависит от того, какое поле мы создаем через этот процесс медитации.

Дхарана

Термин «дхарана» часто переводят как «концентрация», и, безусловно, частично это так. Однако, понятие дхараны гораздо шире и гораздо интереснее, чем просто способность сосредотачивать внимание на чем-то одном. Дхарана включает в себя также способность вмещать, удерживать и, подобно матке, питать, как питает Мать-Земля, рождающая деревья из семян, посаженных в ее почве. По мере того, как наше сознание расширяется, эта способность вмещать в себя всё, в конечном итоге, становится настолько всеохватывающей, что теперь мы способны вместить в себя Бога.
В начале медитации Heartfulness мы делаем предположение, что «Источник Божественного Света внутри моего сердца притягивает меня к себе», а затем вынашиваем, окутываем, удерживаем и питаем это предположение. Дхарана приводит к концентрации, поскольку непрерывный поток внимания направляется на одну единственную вещь, которая находится и взращивается в сердце. Процесс санкальпы предполагает приложение некоторых усилий, направляющих поток мысли, но в идеале нужно развить способность осуществлять усилия без усилий. Предположение направляет наше сознание в русло потока, льющегося внутрь, к Источнику; таким образом мы движемся к цели полного единства с Божественным Принципом. Утверждение и удержание в уме этой духовной цели в йоге называется дхараной.
Рам Чандра из Шахджаханпура объяснил это следующим образом:
«Абсолютно необходимо для каждого с самого начала сосредоточить свою мысль на цели, которую он должен достичь, чтобы его мысль и воля могли проложить путь к ней. Замечено, что на пути духовности те, кто не зафиксировал это конечное состояние в качестве своей цели, определенно не достигли его, так как, прежде чем прибыть в эту конечную точку, ошибочно приняли то или иное промежуточное состояние за эту конечную точку, или за Реальность, и остановились там. Таким образом, они пострадали лишь из-за того, что не установили свою цель. Даже в мирских делах, если человек не держит свою цель в поле зрения, его попытки никогда не будут настолько интенсивными, чтобы гарантировать успех».
Каким образом практика дхараны резонирует с полем вселенского сознания? Когда мы искренне стремимся к тому, чтобы стать едиными с Высшим состоянием, центростремительный поток создает движение в Бесконечном. Сама Божественность убеждается в нашей однонаправленной цели, в наших искренних намерениях. Уже не просто «я» движется к цели, теперь есть любящий и Возлюбленный, притяжение между которыми усиливается, а разделяющее их расстояние становится всё меньше и меньше. Близость нарастает, и это в конечном итоге приводит к слиянию с Абсолютом, принимая форму скрытого движения, существовавшего в момент творения. Наше намерение, наш идеал приводят к страстному желанию, тяге и нетерпению, и это уже гораздо больше, чем просто концентрация. Дхарана помогает удерживать конечную цель во время нашей медитации, и это является жизненно важным для достижения конечного состояния.
Этот же аспект дхараны также позволяет нам удерживать и оживлять внутренние состояния, полученные во время медитации, чтобы они стали частью нас. Таким образом, дары, которые мы получаем во время каждой медитации, впитываются нами, а их качества становятся нашей второй натурой.

Санкальпа

В сущности, дхарана является неотъемлемой частью каждого аспекта практики Heartfulness, потому что это топливо, питающиее санкальпу, или тонкое предположение. Свами Вивекананда сказал об этом просто: «Что такое мысль? Мысль — это сила, подобно силе притяжения или отталкивания. Из бесконечного хранилища сил природы, инструмент, называемый чит, удерживает что-то, поглощает это и выдает в виде мысли».
С помощью санкальпы мы можем очень эффективно использовать силу мысли. Когда мы овладеваем мастерством дхараны, санкальпа становится невероятно мощной, потому что тончайшее предположение резонирует с чистым, открытым, любящим сердцем, которое соединено с Божественным и таким образом поддерживается Божественной Волей. В этом же заключается и секрет силы молитвы. Когда дхарана становится молитвенной, рожденной в вакууме чистого сердца, тогда течение Божественного потока автоматически направляет внимание к Абсолюту. Любая мысль или намерение, рожденные в этом состоянии, неизбежно достигают своей цели.

Передача

В медитации Heartfulness нам помогает Передача, исходящая из самого Источника. Она облегчает внутреннюю фокусировку, позволяя достичь ее без усилий. Передача естественным образом направляет наше внимание глубоко внутрь, давая возможность слиться с самым возвышенным состоянием самадхи уже с самого начала. Как упоминалось в последней статье о пратьяхаре, личная трансформация происходит изнутри наружу, из состояния самадхи. Благодаря такой поддержке, всё путешествие проходит без особых усилий.

Получить сеанс медитации с передачей Heartfulness

Исследование

Йогическая наука внутреннего откровения зависит от дхараны. Начиная с первоначального предположения, мы медитируем, погружаемся глубже во вселенское сознание самадхи, а затем в конце медитации вновь возвращаемся, чтобы наблюдать, фиксировать и делать выводы о том, что мы пережили и что изменилось в нашем внутреннем состоянии. Без дхараны, которая питает нашу первоначальную идею и позволяет ей стать глубже и раскрыться в процессе медитации, такое откровение было бы невозможно. Фактически, причина, по которой многие люди не могут «читать» свои внутренние состояния, заключается в том, что они не совершенствуют дхарану во время медитации. Для этого необходимо тренировать свои познавательные функции маномая-коши и вигнанамая-коши: наблюдать с полной осознанностью и интегрировать знания, полученные умом новыми и творческими способами. Один из способов развития этой способности — вести дневник, отмечая после каждой медитации что произошло. Другой способ — активно использовать медитацию как инструмент исследования, путем постановки вопроса или предположения, которые нужно изучить в расширенном состоянии сознания во время медитации. В медитативном состоянии ум способен вынашивать идею или решать проблему с гораздо более широкой перспективы, чем это доступно рациональной логике.
На самом деле, расширенное состояние сознания в целом способствует вдохновению: так совершались величайшие открытия в области науки, именно так создавалось большинство шедевров мира искусства. Например, сон Кекуле помог ему открыть бензольное кольцо, принцип Архимеда был открыт, когда Архимед отдыхал в ванной.
Во введении к своей книге "Раджа-йога" Свами Вивекананда четко объясняет, что йога - это наука, с помощью которой мы получаем непосредственный опыт и восприятие внутренних состояний человека. Он говорит: "Наука Раджа-йога, в первую очередь, предлагает нам такие средства наблюдения за внутренними состояниями. Инструментом является сам ум. Сила внимания, правильно направленная и ориентированная на внутренний мир, будет анализировать ум и освещать для нас факты. Силы ума подобны рассеянным лучам света; когда они сконцентрированы, они освещают. Это наше единственное средство познания".

В этом заключается потенциал и красота Дхараны.

Камлеш Д. Патель (Дааджи)

Источник - https://www.heartfulnessmagazine.com/samyama-part-2-2

Перепечатано с разрешения журнала Heartfulness

Пройти бесплатное обучение медитации Heartfulness

Хочу получать информацию о медитации и новые статьи