Новости

Асана - третья ступень йоги

Дааджи Йога
Асана — третья из восьми ступеней йогической практики Патанджали. ДААДЖИ поясняет роль асаны в йоге, раскрывает главные характеристики асаны и описывает самые важные асаны для здоровья, долголетия и правильной медитации.
Совершенствование физического тела — приведение позы в созвучие с внутренней практикой.
Эта третья ступень аштанга-йоги Патанджали, вероятно, самая популярная, а также и наименее понятая на сегодняшний день. Когда мы думаем об асанах, многие из нас представляют себе упражнения из хатха-йоги в местном тренажерном зале или йога-студии, но асана — это гораздо больше, чем просто упражнение.

Слово асана происходит от санскритского корня «ас», что означает «сидеть»: изначально асана была позой для сидения во время медитации. Целью йоги всегда было объединение, или единство, с бесконечным, поэтому основное внимание в йогической практике уделяется медитации, а через медитацию — единству. Именно в этом контексте Патанджали определил и описал асану в следующих трех сутрах:
2.46: Стхира сукхам асанам. «Стхира» означает «устойчивый», «стабильный»; «сукхам» означает «комфортный», «расслабленный»; «асанам» означает «поза», или «положение сидя». Таким образом, удобное и устойчивое положение для сидения — это асана.
2.47: Праятна шаитхилья ананта самапаттибхьям. «Праятна» означает «напряжение», или «усилие»; «шаитхилья» означает «расслабление», или «ослабление»; «ананта» означает «бесконечное»; «самапаттибхьям» означает «направление внимания» и «слияние». То есть асана приходит посредством того, что мы расслабляем усилия и позволяем сознанию слиться с бесконечным.
2.48: Татах двандва анабхигхата. «Татах» означает «таким образом»; «двандва» означает «двойственность», или «пара противоположностей», таких как свет и тьма, добро и зло; «анабхигхата» означает «отсутствие воздействия», или «свобода от страданий». То есть с помощью асаны мы освобождаемся от воздействия двойственности: тепла и холода, удовольствия и боли и т.д.
Вот суть того, что Патанджали сказал об асане: найдите устойчивую и удобную позу для сидения, чтобы вы могли расслабить свои усилия и позволить сознанию слиться с бесконечным, и вы освободитесь от влияния двойственности бытия. В этом и есть цель асаны.

Свами Вивекананда пояснил роли асаны: для того чтобы медитировать каждый день, найдите позу, в которой вы можете находиться в течение длительного времени, — вам должно быть легко сидеть в этой позе, и она необязательно должна быть одинаковой для всех. Важно то, что она должна позволять энергии течь через вашу систему.

Пройти бесплатное обучение медитации Heartfulness

В своей книге «Раджа-йога» Свамиджи написал, что, когда мы медитируем, в теле происходит большая активность. «Нервные токи должны быть смещены и перенаправлены в новые каналы. Начнутся новые виды вибраций, и вся конституция человека будет реконструирована, если можно так сказать. Но основная активность будет происходить вдоль позвоночника, поэтому единственное, что необходимо в позе, — это держать позвоночник свободным, сидя прямо, и удерживать три части — грудь, шею и голову — на одной линии. Пусть весь вес тела поддерживается ребрами, и тогда у вас будет легкая, естественная поза с прямым позвоночником».

Это, возможно, первое в истории описание нейропластичности, возникающей в результате медитации. Свамиджи описал процесс нейропластичности не только в головном мозге, но и в центральной нервной системе, и особенно в спинном мозге — от грудной клетки до головы и мозга, — в областях, охватывающих чакры Сердца и Ума.

Свамиджи также объяснил, как поддерживать такое положение, чтобы позвоночник и мозг были на одной линии: «Скажите себе, что вы сидите устойчиво и ничто не может вас сдвинуть. Затем подумайте о совершенстве тела, медленно, с головы до ног. Думайте, что оно кристально чистое и является совершенным судном для того, чтобы плыть по морю жизни. Главное — позволить телу быть свободным, прямо держа грудь, плечи и голову, чтобы вы вообще не чувствовали тела. Когда вы выйдете за пределы физического, вы полностью потеряете ощущение тела, удовольствия и боли. После этого вы почувствуете себя отдохнувшим. Это самый лучший отдых, который вы можете дать телу».
Лучшими позами для медитации считаются позы со скрещенными ногами, такие как Сиддхасана, с обеими руками, лежащими на бедрах, и Падмасана — поза лотоса.
Рам Чандра из Шахджаханпура объяснил философию скрещивания ног: для того чтобы с помощью медитации вернуться в наш источник, сжимая свое существование до нуля, будет полезным принять соответственное физическое положение сжатия, или ухода в себя. Он сказал: «Сжатие всегда начинается снизу и постепенно переходит вверх, благодаря своей восходящей тенденции. Поэтому для того, чтобы идти вверх, человек должен начать сжиматься снизу. Надо только привести ноги и ближайшие части тела в одну позу и сохранять ее. Каким бы способом это ни было выполнено, эта форма в конце концов станет асаной. Она необходима, потому что она прокладывает наш путь к Наивысшему. Поза всегда должна быть одной и той же. Причина в том, что таким образом человек обретает связь с великой Силой, именно тем, что он принимает вначале для достижения своей определенной цели. Таким образом, форма, связанная с Реальностью, значительно помогает ему с самого начала.

Выполнение медитации в вертикальной сидячей позе считалось наиболее эффективным с самых древних времен, потому что в этом положении поток божественной милости нисходит прямо на искателя.

Если искатель сидит согнувшись или в неустойчивой позе, поток лучезарности неизбежно будет затруднен или нарушен. Таким образом, искатель не извлечет полной пользы из нисходящего потока. Поэтому, для того чтобы получить наибольшую духовную пользу, следует сидеть в правильной устойчивой позе».

Когда древние риши медитировали, чтобы достичь состояния единства с Богом, они вскоре поняли, что тело также нуждается в заботе и тренировке. Сидение в медитации весь день не позволяло им сохранять здоровье, поэтому они разработали другие позы, которые могли выполнять в течение дня, оставаясь в медитативном состоянии. Таким образом они могли продолжать медитировать, одновременно повышая иммунитет, улучшая дыхание, кровообращение, повышая мышечный тонус и гибкость суставов.


Но это ровное сидячее положение необходимо не только для того, чтобы мы получали поток божественной милости. Эта устойчивая, удобная поза также важна для физического благополучия. Наша голова тяжелая — даже когда она легко балансирует на шее, она весит около 5 кг. Но что происходит, когда мы глубоко погружаемся в медитацию с передачей и теряем самоосознание? Иногда голова падает вперед до такой степени, что даже склоняется на грудь, и в этом положении шея и плечи могут испытывать до 27 кг нагрузки. Представьте, как это со временем скажется на спине, шее и центральной нервной системе! Поэтому важно во время медитации расслабленно поддерживать вертикальную, устойчивую и сбалансированную позу.

Для того чтобы во время медитации держать голову слегка балансирующей на шее и плечах, требуется сильное сознание. Для этого нам нужно медитировать. Так что всё взаимосвязано: физическое, умственное и духовное. Даже для того, чтобы во время медитации поддерживать удобную, устойчивую асану, мы должны отточить свое сознание.

Когда древние риши медитировали, чтобы достичь состояния единства с Богом, они вскоре поняли, что тело также нуждается в заботе и тренировке. Сидение в медитации весь день не позволяло им сохранять здоровье, поэтому они разработали другие позы, которые могли выполнять в течение дня, оставаясь в медитативном состоянии. Таким образом они могли продолжать медитировать, одновременно повышая иммунитет, улучшая дыхание, кровообращение, повышая мышечный тонус и гибкость суставов. Так развились физические практики хатха-йоги.

Но являются ли асаны просто физическими упражнениями? Легендарный Йогачарья Б.К.С. Айенгар однажды сказал: «Вы должны выполнять асану со всей душой. Как вы можете выполнять асану со всей душой? Мы можем делать это, только используя орган тела, который ближе всего к душе, — сердце. Поэтому благочестивая асана выполняется от сердца, а не от головы. Тогда вы не просто выполняете ее, но вы сами находитесь в ней. Многие люди пытаются думать о том, как войти в Асану, но вместо этого вы должны почувствовать свой путь к ней через любовь и преданность"
Асаны эффективны, когда сердце, ум и тело действуют согласованно. Каждое движение выполняется медленно, с повышенным осознанием происходящего. Если асаны практикуются с медитативным умом, в ней будет много преимуществ и не только физических.
Асаны позволяют сохранять гибкость позвонков, а это важно для здоровой подвижности и является ключевым фактором для общей пластичности тела. В йогическом контексте это приводит к свободному течению энергии вдоль позвоночника. А что мы делаем с этой свободно текущей энергией? Она притягивается внутрь в пратьяхаре — пятой ступени йоги Патанджали. Асаны также растягивают и тонизируют фасции, — соединительные ткани, которые есть повсюду в теле. Фасции удерживают мышцы в правильном положении, разделяют их так, чтобы они работали независимо одна от другой, и обеспечивают плавное скольжение мышц.

Сфера хатха-йоги продолжает расширяться и развиваться, и в настоящее время преподается очень много асан. Ниже приведены семь распространенных асан и описаны некоторые их преимущества для здоровья, чтобы дать вам представление о том, чего достигла йогическая наука асан:
Тадасана полезна для общего растяжения и кровообращения в организме. Она также помогает при болях в коленях, отложениях кальция, таких как костные шпоры, и при судорогах. Она улучшает чувство баланса, как физического, так и умственного. Также полезна при болезни Альцгеймера и других формах деменции.
Вирабхадрасана полезна для шеи, плеч и при болях в спине. Она также помогает для увеличения объема грудной клетки, при астме и раке (за счет увеличения уровня кислорода). Повышает уверенность.
Паршва-Уттанасана улучшает пищеварение и повышает гибкость спины и мышц задней поверхности бедра. Она приносит спокойствие и развивает целеустремленность.
Двипада-Питхам выравнивает кровяное давление, как низкое, так и высокое (но с некоторыми вариациями). Она также помогает снять головную боль и укрепляет спину, колени, плечи и икры. Она помогает развивать баланс и уверенность.
Джатхара-Паривритти работает с пищеварительной системой и очищает тело от шлаков.
Махамудра раскрывает тазовую область и хороша для репродуктивного здоровья. Она помогает развивать концентрацию и успокаивает ум. Идеальна для беременных женщин.
Сурьянамаскар помогает справляться с диабетом и проблемами щитовидной железы. Она придает уверенность и активизирует всю нервную систему.

Самое главное помнить, что аштанга-йога — это комплексная система. Она не предназначена для того, чтобы мы могли выбирать любую из восьми ступеней по своему усмотрению. Чтобы извлечь пользу из асан, душа, сердце и ум должны быть максимально вовлечены в этот процесс. Вы можете начать с чего угодно, но, если вы серьезно относитесь к своему развитию, в конечном итоге последует и всё остальное.

Камлеш Д. Патель (Дааджи)
Источник - https://www.heartfulnessmagazine.com/asana-2
Перепечатано с разрешения журнала Heartfulness
Пройти бесплатное обучение медитации Heartfulness
Хочу получать информацию о медитации и новые статьи