Новости

Самьяма - часть2

Дхарана, дхьяна и самадхи — последние три ступени аштанга-йоги Патанджали. Вместе они представляют собой практику, известную как раджа-йога, и их связывает внутреннее путешествие, именуемое духовной ятрой. В этой статье ДААДЖИ фокусируется на сознании, как ментальные колебания вызывают в нем дисбаланс и на том, как привести сознание к мирному, спокойному состоянию через дхьяну, — медитацию, чтобы реализовать свою истинную природу

ДХЬЯНА: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТОНКИХ ТЕЛ —

РАСШИРЕНИЕ СПЕКТРА СОЗНАНИЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕНТРА


До сих пор мы исследовали яму, нияму, асану, пранаяму, пратьяхару, дхарану, дхьяну и самадхи как различные части или аспекты йоги, но лишь для общего представления; в действительности они не разделимы. На самом деле все техники и методы йоги были разработаны только для одной цели — научиться использовать свой ум. Ум может быть использован как инструмент освобождения или как инструмент рабства. Когда ум используется с правильной целью, он будет ясным и мудрым, обладать расширенным сознанием, ведущим к освобождению и за его пределы; когда он используется с неправильной целью, то становится спутанным, хаотичным, эмоционально бурным и направленным на саморазрушение, а сознание замыкается на себе подобно черной дыре, что приводит к страданиям. Таким образом, интегрируя все ступени аштанга-йоги Патанджали, ум способен реализовать надлежащую ему цель; эти ступени создают основу для того, чтобы ум вернулся к своему изначальному состоянию с бесконечным потенциалом.

Первые шесть ступеней йоги способствуют этому путешествию следующим образом:

  • Яма — процесс устранения всех нежелательных тенденций, привычек и паттернов мышления, которые ограничивают сознание и, следовательно, судьбу;
  • Нияма — процесс зарождения благородных внутренних качеств, соответствующего отношения, внутреннего внимания к внутреннему путешествию;
  • Асана — сосредоточение внимания на физическом теле изнутри, поскольку оно участвует в процессе эволюции, и это облегчает внутреннее движение к Центру во время медитации;
  • Пранаяма — регулирование и стабилизация энергетического поля, его выравнивание и очищение, так как оно также участвует в этой эволюции;
  • Пратьяхара — перенаправление нашего внимания от внешней тяги чувств, внутрь к полю сознания;

и также

  • Дхарана, которая направляет поток мысли в сторону цели, а затем продолжает удерживать и развивать это намерение, пока мы медитируем.

Но именно дхьяна, или медитация, дает реальную возможность погрузиться внутрь в область сознания, проникнуть глубже в сердце и получить контроль над умом. Это сфера Heartfulness, раджа-йоги. На самом деле, в системе Heartfulness, яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи — всё одновременно происходит во время медитации. Практика медитации со временем приводит к сосредоточенному состоянию самадхи.

Рам Чандра из Шахджаханпура описывает это следующим образом: «Мы сами испортили ум, позволив ему бесцельно блуждать в часы досуга. Такая практика продолжалась годами, и теперь она практически стала его второй натурой. Если сейчас мы попытаемся контролировать ум, путем его сдерживания, мы едва ли сможем достичь успеха. Чем больше мы пытаемся силой подавлять его, тем больше он сопротивляется и противодействует, что вызывает еще большее беспокойство. Правильный метод регулирования деятельности ума заключается в том, чтобы сосредоточить его на одной священной мысли, так же, как мы это делаем в медитации, и изгнать из него всё нежелательное и лишнее. С течением времени, путем постоянной практики, ум дисциплинируется и упорядочивается, и внутреннее беспокойство большей частью устраняется».

В конце концов ум настолько утончается, что превращается в полезный инструмент сердца, которым руководит душа, и все становится на свои места.

Сутры Патанджали

Этот подход Heartfulness полностью соответствует взглядам Патанджали и тому, как он описывает цель йоги в первых сутрах:

1.1: Атха йога анушасанам

Теперь, после предварительной подготовки через жизненные обстоятельства и другие практики, начинается обучение и практика йоги.


1.2: Йогаш читта вритти ниродхах

Йога — это сдерживание поля сознания от колебаний и принятия различных форм.


1.3: Тада драштух сварупе авастханам

В это время [медитации] Видящий пребывает в своей изначальной сути, своей истинной природе.


1.4: Вритти сарупьям ит ратра

В другое время Видящий приобретает характеристики колеблющихся форм, связанных с шаблонами мышления.


1.5: Вриттаях панчатаях клишта аклишта

Есть пять видов шаблонов мышления (вритти). Некоторые из них могут быть болезненными и нечистыми, а другие — приятными и чистыми.


1.6: Прамана випарьяя викальпа нидра смритаях

Пять видов вритти: правильное знание и процесс познания, заблуждение и не четкое видение, словесное заблуждение и фантазии, сон, воспоминание.


1.7: Пратьякша анумана агамах праманани

Существует три способа развить правильное знание: прямое восприятие, построение умозаключений и получение экспертных знаний от других людей.


1.8: Випарая митхья джнанам атад рупа пратистхам

Заблуждение или иллюзия — это ложное знание, которое возникает в результате ошибочного восприятия предмета не таким, какой он есть.


1.9: Шабда джнана анупати васту шуньях викальпах

Вербальное заблуждение и фантазии — возникают в результате слов, которые не основаны на реальности.


1.10: Абхава пратьяя аламбана вритти нидра

Сон — это вритти, которая содержит в себе «ничто» и характеризуется отсутствием других шаблонов мышления.


1.11: Анубхута вишая асампрамошах смритих

Воспоминание— это когда шаблоны мышления прошлых впечатлений не были удалены, и они возвращаются в сознание.


1.12: Абхьяса вайрагьябхьям тат ниродхах

Овладеть мастерством всех этих вритти можно через практику и путем освобождения от привязанностей.


В этих сутрах Йога описывается как утончение и очищение сознания до своего первоначального сбалансированного состояния, известного как самадхи. Патанджали объясняет, что это происходит посредством медитации, которая помогает обуздать колебания, уводящие сознание от его изначального состояния.

Сознание

Здесь будет полезно понять, что такое чит (сознание) и каким образом вритти (колебания) в чит-лэйке (озеро сознания) беспокоят ум и создают дисбаланс. Представьте себе область сознания как холст или озеро. В своем изначальном естественном состоянии сознание спокойное и чистое, подобно абсолютно чистому холсту или прозрачному озеру. Вритти — это колебания, вызванные процессами мышления и чувствования. Они вызывают турбулентность, нарушая эту тишину и чистоту. Это игра энергий, поскольку чит поглощает часть вселенской энергии праны и посылает ее в виде мысли. Вритти — это волны или рябь энергии, которые формируются на поверхности озера сознания под воздействием внешних вещей, и это происходит потому что мы воспринимаем так много впечатлений через свои органы чувств.

Свами Вивекананда объясняет это очень просто: «Почему нам следует практиковать? Потому что каждое наше действие подобно пульсации, дрожи на поверхности озера. Вибрация исчезает, и что остается? Самскары, впечатления. Когда много таких впечатлений остается в уме, они объединяются и становятся привычками. Говорят: “Привычка — вторая натура”, но это также и первая натура, и вся природа человека; всё, что мы есть, является результатом привычек. Это приносит утешение, так как привычку мы можем создать ее и избавиться от нее в любое время. Самскары формируются этими вибрациями, исходящими из нашего ума, и каждая из них приводит к своему результату. Наш характер — это сумма всех таких отметин, и в зависимости от того, какая волна преобладает, человек обретает те или иные тенденции. Если преобладает хорошее, он становится хорошим; если зло, — человек становится злым; если радость, он становится счастливым. ... Никогда не называйте никого безнадежным, потому что этот человек отображает лишь свой характер, набор привычек, которые могут быть заменены на новые и лучшие. Характер — это повторяющиеся привычки, и повторяющиеся привычки могут изменить характер».

Чит также всегда пытается вернуться к своей изначальной тишине, чистоте и простоте, и именно поэтому ум постоянно выбрасывает мысли. Это убирает тяжесть и турбулентность, созданную в результате накопления вритти как в сознательной, так и в бессознательной частях ума. Ум пытается успокоить волны и рябь, чтобы озеро чит-лэйк стало похожим на гладкий чистый пруд, где можно увидеть дно, увидеть душу.

Именно по этой причине мы видим сны - в таком расслабленном сонном состоянии ум пытается очистить полотно сознания, выбрасывая впечатления из подсознания, чтобы погрузиться в состояние глубокого сна, и коснуться души. Сновидение — очевидная прелюдия к состоянию глубокого сна. Но сновидений, как правило, недостаточно, чтобы очистить чит, так как большинство из нас накапливает больше впечатлений, чем способно удалить. Мы создаем дисбаланс, потому что наши органы чувств вытягивают нас наружу через умственную и эмоциональную стимуляцию. Чем больше беспокойства в нашей жизни, чем меньше в ней тишины, тем больше мы стремимся к стимуляции, тем больше у нас формируется желаний, тем тяжелее груз впечатлений, и тем более грязной и бурной становится вода в этом озере.

Первый шаг в Йоге

Поэтому первый шаг в йоге — это сдерживание тяги внешних чувств и начало путешествия обратно, внутрь, через медитацию навстречу очищенному сознанию. Мы начинаем с медитации, и другие ступени: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара и дхарана —естественным образом вовлекаются в игру наряду с дхьяной.

Когда медитация рассматривается как отдельное событие или часть активности дня, она редко бывает эффективной. И напротив, если мы готовимся к медитации накануне вечером, а затем стараемся пронести с собой через весь день состояние, полученное во время медитации, тогда ее эффективность будет расти, а жизнь - меняться.

Подготовка к медитации

Если мы подготовимся к медитации накануне вечером, это существенно улучшит качество утренней медитации. Первое, что нужно сделать, — удалить впечатления в конце рабочего дня, используя практику очищения Heartfulness. В этой практике чит очищается от колебаний вритти, подобно тому как прием ванны очищает тело. Колебания уменьшаются и полотно сознания движется в направлении спокойного состояния, легкости и чистоты. Удаление этих нежелательных впечатлений - это проявление ямы.

Мы продолжаем практику ямы, также устраняя тенденции поведения и привычки, которые возникли в результате этих впечатлений. Сердце и ум часто заняты различными эмоциями от взаимодействий с другими людьми, привычек и моделей поведения, которые мы проявляем в течение дня. Кто-то, возможно, причинил нам боль или, например, мы завидуем чужому успеху, беспокоимся о деньгах или о детях, испытываем негодование или страх. Мы можем даже испытывать чувство вины за то, что сделали или не сделали. Таким образом, спокойное вечернее время перед отходом ко сну очень благоприятно для рефлексии; это прекрасное время, когда мы можем просканировать свои действия, совершенные за день, и принять решение не повторять того, что мы, возможно, сделали не так, пусть даже непреднамеренно.

Это также время, для того, чтобы соединиться с нашими собратьями, напомнив себе, что все они наши братья и сестры в этом путешествии жизни, независимо от того, что они сделали, — и это поможет избавиться от всех сложностей в наших отношениях. Как может обида, ревность или страх перед другими людьми оставаться в наших сердцах, если мы принимаем всех как членов одной семьи?

Наконец, время перед сном идеально подходит для глубинного соединения через сердце со своим высшим «Я» с помощью молитвы Heartfulness. В результате такого соединения сон также становится восстанавливающим — физически, умственно и духовно, и успокаивает вместо того, чтобы вызывать ментальное волнение. Это все равно что сравнить плавание в спокойном чистом озере и в бушующем море.

Такой восстанавливающий сон поможет нам рано проснуться и медитировать на рассвете в тишине Природы. Это одно из самых глубоких и красивых переживаний доступных человеку. Центр внутри нас резонирует с чистым и спокойным Центром Природы на этой неподвижной кайме между днем ​​и ночью. И мы способны глубоко погрузиться.

Перед тем, как начать медитацию Heartfulness, мы сперва осознанно очищаем свои ум и тело. Затем мы садимся в удобную позу, которая позволит нам погрузиться внутрь себя (асана) и расслабляемся, чтобы наше дыхание и все наши энергии могли быть направлены внутрь нас (пранаяма и пратьяхара). Затем мы делаем предположение (дхарана), что «Источник Божественного Света присутствует в моем сердце и притягивает меня к себе». С помощью Дхараны мы удерживаем и питаем это предположение в сердце как можно более естественным и легким образом, после чего соскальзываем в дхьяну. Пранахути, или Йогическая Передача, облегчает этот процесс легкого сосредоточения внимания в направлении самадхи.

Мы делаем предложение внутри своего сердца, и оно резонирует со средой района Сердца. Эта вибрация без вибраций затем распространяется дальше, охватывая все чакры человеческой системы, и все они начинают светиться. Она продолжает движение, проходя район за районом до тех пор, пока все они ни будут поглощены самым глубинным кругом. Иногда мы ощущаем ослепительный свет в том районе, которого достигли, и ослепительный свет затем исчезает, когда мы продвигаемся дальше в своем путешествии. И в конце концов мы пересекаем различные стадии майи и оказываемся в атмосфере абсолютного покоя. Мы проходим стадию за стадией, прежде, чем попадем в Центр.

Медитация — это наш способ приблизиться к Центру. Когда мы медитируем, центральная сила внутри нас, продолжает действовать, и она рассеивает облака и препятствия на нашем пути. Это может быть достигнуто практическим образом. В конце концов мы обнаруживаем, что плывем в бесконечном океане покоя и счастья. На этом этапе ум автоматически становится дисциплинированным и отрегулированным, наши органы чувств естественным образом оказываются под контролем, и мы овладеваем ими. Всё это является результатом медитации на сердце при поддержке Йогической Передачи, пранахути, или пранасья праны.

Попробовать медитацию с йогической передачей